Примерная памятка для самоанализа
урока учителем.
( по Поташнику М.М. )
- Какова характеристика
реальных учебных возможностей учащихся? Какие особенности учащихся при
планировании данного урока?
- Каково место данного урока
в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущими, на что в них
опирается? Как этот урок работает на последующие уроки, темы разделы? В
чем специфика этого урока? Каков его тип?
- Какие задачи решались на
уроке;
- образовательные,
- воспитательные,
- задачи развития?
- Была ли обеспечена их
комплексность? Взаимосвязь? Какие задачи были главными, стержневыми? Как
учтены в задачах особенности класса, отдельных групп школьников?
- Почему выбранная структура
урока была рациональна для решения этих задач? Рационально ли выделено
место в уроке для опроса, изучения нового материала, закрепления,
домашнего задания и т.п.? Рационально ли было распределено время,
отведенное на все этапы урока? Логичны ли "связки” между этапами урока?
- На каком содержании ( на
каких понятиях, идеях, положениях, фактах) делался главный акцент на уроке
и почему? Выбрано ли главное, существенное?
- Какое сочетание методов
обучения избрано для раскрытия нового материала? Дать обоснование выбора
методов обучения.
- Какое сочетание форм
обучения избрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли был
дифференцированный подход к учащимся? Как он осуществлялся и почему именно
так ?
- Как организован был
контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах и какими
методами осуществлялся? Почему?
- Как использовался на уроках
учебный кабинет, какие средства обучения? Почему?
- За счет чего обеспечивалась
высокая работоспособность учащихся в течение урока?
- За счет чего на уроке
поддерживалась хорошая психологическая атмосфера общения? Как было
реализовано воспитательное влияние личности учителя?
- Как и за счет чего
обеспечивалось на уроке и в домашней работе учащихся рациональное
использование времени, предупреждение перегрузки учащихся?
- Запасные методические
"ходы” на случай непредвиденной ситуации.
- Удалось ли полностью реализовать
все поставленные задачи? Если не удалось, то какие и почему? Когда учитель
планирует восполнение нереализованного?
Самоанализ урока учителем.
( по Шамовой Т.И. )
- Дать краткую характеристику
класса, выделить группу учащихся с различным уровнем овладения программным
материалом.
- Охарактеризовать тему
урока; степень сложности вообще и трудности для данного класса или
отдельных учеников.
- Обосновать постановку ТДЦ
урока, тип и его структуру.
- Выделить главный этап и
дать его полный анализ, основываясь на РР обучения на уроке.
- Показать , как другие этапы
работали на главный этап.
- Дать оценку успешности
достижения ТДЦ урока, обосновать показатели РР (реального результата).
- Наметить перспективы
совершенствования своей деятельности.
Самоанализ урока.
( по Куриленко Т.М.)
- Была ли достигнута цель
урока?
- Как были использованы
воспитательные возможности учебного материала в целях всестороннего
развития личности учащегося?
- Все ли учащиеся работали на
уроке и как они работали?
- Как использовалось время на
урока? Имели ли место потери времени на уроке и что было их причиной?
- Какие знания усвоили
учащиеся, какие умения закрепили?
- Какие были недостатки в
ходе урока и почему?
- Какие изменения в структуру
и содержание урока внес бы учитель, если бы его пришлось повторить?
АНАЛИЗ УРОКА
I.Начало урока.
Урок начинается с организационного момента,
когда в классе создается необходимая деловая обстановка. Затем учитель
объявляет тему, формирует цель и ставит задачи урока:
- что будет изучаться на данном уроке?
- с какой
целью?
- чему должны научиться дети?
- какие конкретные задачи должны быть решены
на уроке?
- где будут применены полученные на данном
уроке знания, умения и навыки?
II. Связь нового материала с изученным
ранее.
На уроке должны изучаться основы данной
науки, поэтому изучаемый материал нужно рассматривать не как нечто
изолированное, а как часть системы.
III. Объяснение нового материала:
- действительно ли учебный материал объяснен,
- умеет ли учитель пробуждать, направлять и
развивать мышление учащихся, мобилизовать их на самостоятельный поиск :
решения задачи или проблемы, формулировки выводы или правила;
- помог ли учитель разобраться в существе
дела;
- поняли ли дети новый материал;
- благодаря чему это достигается /четкое
объяснение новых терминов, использование наглядных пособий и ТОО, использование
удачных приемов, доступность объяснения, если учащиеся не поняли
материал, то надо установить, почему именно, в чем ошибка, как эту
ошибку устранить.
IV. Проверка усвоения материала.Необходима на каждом уроке, она может проводиться разными
методами:
- пересказ изложенного- постановка контрольных
вопросов, заставляющая мыслить, устанавливать связи, аналогии с усвоенным
раньше.
- показ образца применения теории; учитель
должен показать, как использовать изученное.
- как применить его на практике.
V. Закрепление материала.
- Важной частью большинства уроков
являются упражнения.
- Как организуется эта работа?
- Каковы содержание и характер заданий,
степень их трудности?
- Каков удельный вес самостоятельности
учащихся при выполнении заданий?
- Достигнута ли цель упражнений
– сформированы ли у учащихся предусмотренные
программой навыки?
Последовательность упражнений:
- Сначала учитель дает детям упражнение на
распознавание изучаемых фактов.
- Объяснение этих фактов учащимися.
- Подчеркивание нужных букв, дописывание слов
и т.д.
- Подбор и запись своих примеров.
- Творческая работа учащихся.
VI. Подведение итогов урока:
- Сделан ли вывод из урока?
- Каков результат работы, которая выполнялась
на уроке?
- Решены ли поставленные задачи?
- Над чем еще предстоит работать по
данной теме?
|